Выпуск 76 от 8 Октября 2013 года

Обзор Налоговых новостей от Учет-Сервис

Выпуск №76 от 8 Октября 2013 года

 

Новости
/разъяснения
Вопросы НДФЛ Архив
рассылки

 

Перспективы налоговой политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов

Проверки контрагента: добровольно - обязательная

В 2014 и 2015 годах внимание налоговиков сосредоточится на схемах с фирмами-«однодневками»

ЦБ создает список компаний, подозревающихся в отмывании доходов

Еще раз об ОКВЭД для ИП …

Если в путевых листах нет точных сведений о маршруте, списать расходы на ГСМ нельзя

Центробанк ограничил расчеты наличными

Швейцарской банковской тайны больше не существует

 

Перспективы налоговой политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов

Автор О. Орлова

На своем сайте Минфин опубликовал окончательную редакцию Основных направлений налоговой политики РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее – Основные направления налоговой политики).

Меры в области налоговой политики на 2014 год и период 2015 – 2016 годов

В целях налогового стимулирования Минфин предлагает изменить законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

  • поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала;
  • совершенствование налогообложения финансовых инструментов и создание Международного финансового центра;
  • упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом;
  • создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях;
  • совершенствование налогообложения торговой деятельности;
  • налогообложение добычи природных ресурсов;
  • страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы РФ, Минфин планирует внести изменения по следующим направлениям:

  • совершенствование налогообложения недвижимого имущества физических лиц;
  • совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций;
  • акцизное налогообложение;
  • противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций;
  • совершенствование налогового администрирования.

Следуя по тексту Основных направлений налоговой политики, остановимся на самых важных для большинства налогоплательщиков преобразованиях.

Налогообложение физических лиц

Дальнейшее улучшение налогообложения физических лиц будет нацелено на поддержку инвестиций и развитие человеческого капитала. Приоритетной задачей станет выравнивание налоговой нагрузки доходов от различных видов инвестиций (ценные бумаги, банковские вклады, реализация имущества). Минфин предлагает перераспределить налоговое бремя таким образом, чтобы за счет урезания льгот владельцам недвижимости и вкладчикам банков инвесторы фондовой биржи получили налоговые преференции. (1)

Налогообложение финансовых инструментов

Крупный блок поправок в налоговом законодательстве приурочен к созданию в России Международного финансового центра. (2) В целях стимулирования инвестиционной деятельности будет изменен порядок уплаты налогов на финансовых рынках. В частности, планируется снизить контроль за ценами по сделкам на фондовых биржах, а также за ставками по банковским кредитам, привлекаемым предприятиями. Последнее изменение представляет наибольший интерес, поскольку потенциальных заемщиков гораздо больше, чем потенциальных инвесторов.

Упрощение налогового учета

Для сближения налогового и бухгалтерского учета Минфин подготовит проект федерального закона, предусматривающий:

  • уточнение методов списания на расходы стоимости материально-производственных запасов в целях налогообложения прибыли (из ст. 254 НК РФ будет исключен метод ЛИФО);
  • возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;
  • принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;
  • признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования (согласно действующей редакции ст. 279 НК РФ половина убытков признается на дату уступки права требования и половина – по истечении 45 календарных дней с даты уступки права требования);
  • исключение суммовых разниц из состава внереализационных доходов (расходов) – как и в бухгалтерском учете, они станут курсовыми разницами.

Дальневосточный оффшор

В целях формирования благоприятных налоговых условий при осуществлении инвестиционной деятельности и поддержки создания новых промышленных предприятий на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области Правительство РФ предлагает предоставить участникам инвестиционного проекта, реализуемого в указанных регионах, преференции по налогу на прибыль.

Для участника инвестиционного проекта предусмотрены следующие льготы:

  • ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в размере 0% на десять лет реализации инвестиционного проекта;
  • возможность снижения по решению органов государственной власти субъекта РФ ставки налога на прибыль организаций вплоть до ее обнуления в первые пять лет реализации инвестиционного проекта, а в течение последующих пяти лет – в размере не менее 10%.

Основные требования к участнику инвестиционного проекта:

  • объем капитальных вложений – не менее 150 млн руб., которые должны быть осуществлены в течение трех лет со дня включения организации в реестр участников инвестиционного проекта, или 500 млн руб., которые должны быть осуществлены в течение пяти лет со дня включения организации в реестр участников инвестиционного проекта;
  • участниками инвестиционного проекта не могут быть некоммерческие организации, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации;
  • инвестиционный проект не может быть направлен на добычу нефти, природного газа, оказание услуг в этих областях, на производство этилового спирта, алкогольной продукции, табачных изделий и других подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Торговле – зеленый свет!

В первоначальном проекте Основных направлений налоговой политики числилось две налоговых новации в отношении торговых организаций. Первая из них, касающаяся налогового признания товарных потерь торговых организаций (3), сохранилась в окончательном варианте документа. Вторая новация, призванная заметно упростить налоговый учет ретробонусов, уже облечена в форму закона (4) и в связи с этим из окончательной редакции документа изъята.

Налогообложение товарных потерь по основаниям, отличным от потерь в результате естественной убыли товаров, а также потерь, относимых на виновных лиц.

У розницы, работающей в формате самообслуживания, наконец-то появится возможность списывать на расходы в целях налогообложения потери от воровства в торговом зале. В пояснительной записке к соответствующему законопроекту указано, что самообслуживание покупателей в торговых залах наиболее полно отвечает потребностям населения, но вместе с тем влечет значительные потери товаров. В настоящее время доля потерь розничной торговли с открытым доступом покупателей к товарам составляет в среднем 1,5% выручки, что в целом находится на уровне наиболее эффективного управления снижением товарных потерь.

В целях недопущения злоупотребления налогоплательщиков при списании на расходы убытков, возникших при осуществлении торговой деятельности, предусмотрены два основных условия отнесения потерь в уменьшение налогооблагаемой базы. Во-первых, в торговой организации должна быть организована система учета и контроля использования материально-производственных запасов, соответствие которой установленным требованиям должно быть подтверждено аудиторской организацией. Во-вторых, акт инвентаризации о выявленных недостачах должен подтверждаться аудитором, включенным в состав инвентаризационной комиссии.

Минфин предлагает в целях налогообложения прибыли учитывать потери (недостачи) в размере, не превышающем 0,75%выручки от реализации.

Учет выплаты продавцами премий или иных поощрительных выплат покупателям за выполнение определенных условий договоров при начислении НДС

С 01.07.2013 торговые организации смогут по-новому учитывать так называемые ретробонусы. В последние годы в коммерческой деятельности, особенно в торговле товарами, получила широкое распространение практика стимулирования продавцами покупателей путем выплаты премий с совокупной цены товаров, поставленных в течение определенного периода времени. Такие премии предоставляются в случае выполнения покупателями ряда условий, предусмотренных договорами, – как правило, это закупка или реализация покупателями товаров на сумму не менее указанной в договорах. Право покупателей на премию с совокупной цены товаров возникает, соответственно, после поставки товаров по цене, ранее установленной сторонами.

При практическом применении норм п. 10 ст. 154 НК РФ учет ретробонусов вызвал у налогоплательщиков ряд проблем, которые теперь, с принятием Закона №39-ФЗ, сняты.

Одна из таких проблем – неясность в вопросе, происходит ли в результате выплаты поставщиками премий покупателям уменьшение стоимости товаров. Минфин и ФНС до принятия Президиумом ВАС Постановления от 07.02.2012 №11637/11придерживались позиции, что премии и бонусы представляют собой форму поощрения поставщиком покупателя за выполнение условий договора (достижение определенных показателей), при этом не связаны оплатой товаров и не изменяют их стоимость (5). Данная позиция не оказывала влияние на порядок исчисления и принятия к вычету «входного» НДС поставщиком и покупателем.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 №11637/11 изложена противоположная позиция: в результате выплаты поставщиками премий по итогам отгрузок товаров за период, определяемый в договорах поставки и ежегодных соглашениях, происходит уменьшение стоимости товаров, что влечет корректировку поставщиками налоговой базы по НДС по операциям реализации товаров. Указанное означает, что размер налоговых вычетов по НДС, ранее заявленных покупателем, также подлежит пропорциональному уменьшению в соответствующих налоговых периодах.

Такой подход требует оформления корректировочных счетов-фактур при предоставлении ретробонусов. До принятия Закона №39-ФЗ выставление единого корректировочного счета-фактуры противоречило НК РФ, что делало документальное оформление ретробонусов крайне неудобным. Дело в том, что обычно ретробонус выплачивается за определенный период, имеет отношение не к одной отгрузке (не к одному счету-фактуре), а это создает лавину корректировочных счетов-фактур.

Законодатель посчитал, что поскольку бюджет не теряет на НДС при любом из озвученных подходов, постольку можно предоставить налогоплательщикам возможность выбора, менять или не менять цену договора, а также право выставлять единый корректировочный счет-фактуру, и закрепил эти возможность и право в Законе №39-ФЗ.

Взносы в страховые фонды

Пожалуй, самая неопределенная ситуация сложилась в отношении взносов в государственные внебюджетные фонды. В Правительстве РФ, среди прочего, обсуждаются следующие проблемы:

  • передача функции администрирования налоговой службе;
  • сохранение на 2014 год пониженной (20%) ставки страховых платежей для отдельных видов деятельности малого бизнеса;
  • решение судьбы основной ставки страховых взносов (сохранять ли ее на уровне 30% или, как предполагалось ранее, вернуться с 2016 года на уровень 34%).

В окончательную редакцию Основных направлений налоговой политики включен раздел, посвященный взносам во внебюджетные фонды, из которого ясно, что Минфин настаивает на сохранении положений, установленных Законом о страховых взносах (6).

Единственное, что предлагают изменить финансисты, – это порядок уплаты взносов индивидуальными предпринимателями (речь идет о тех взносах, что ИП уплачивают за себя, а не за наемных работников). В прежние годы фиксированные взносы не отпугивали предпринимателей, поскольку имели незначительную величину. Однако в 2013 году размер фиксированного взноса был существенно увеличен, что привело к массовому отказу граждан от предпринимательской деятельности. В связи с этим Минфин предлагает установить дифференцированный тариф взносов, уплачиваемых ИП за себя, в зависимости от величины их годового дохода.

Налог на недвижимость

С 2014 года в налоговую систему РФ будет включен налог на недвижимое имущество. Первоначально плательщиками данного налога будут признаны физические лица, а в период до 2018 года к ним присоединятся и юридические лица. Базой по налогу на недвижимое имущество и для физических, и для юридических лиц является кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Налог на добавленную стоимость

Предлагается упростить порядок документального подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС посредством электронного документооборота. Для этого налогоплательщиков наделят правом вместо копий таможенных деклараций и перево­зочных документов с отметками таможенных органов на бумажных носителях представлять в налоговые органы сведения из названных документов в виде реестров в электронной форме.

Минфин также изучает целесообразность установления единого порядка вычетов по НДС. Как известно, налогоплательщики, реализующие товары (работы, услуги) на территории России, имеют право на вычет НДС при приобретении материальных ресурсов по мере их постановки на учет. В отличие от них, экспортеры имеют право на вычет НДС только после документального подтверждения экспорта, что отвлекает их оборотные средства на период сбора документов. Возможно, скоро экспортеры будут иметь те же права, что и другие налогоплательщики.

В целях приведения порядка применения НДС по телекоммуникационным услугам в соответствие с международной практикой планируется признать местом реализации услуг по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи место осуществления деятельности их покупателя, а не продавца, как делается в настоящее время.

Для обеспечения единообразия в толковании норм НК РФ будут внесены изменения в гл. 21 НК РФ. Вычеты по НДС по расходам, принимаемым для целей налогообложения по нормативам согласно гл. 25 НК РФ (расходы на рекламу, на содержание вахтовых и временных поселков и др.), будут иметь размеры, соответствующие указанным нормативам.

Налоговое администрирование

В ряде названных ниже случаев Минфин предлагает изменить формат камеральной проверки таким образом, что для налогоплательщика она станет практически как выездная проверка.

Будет усилен контроль при налоговой проверке деклараций по НДС и по налогу на прибыль организаций, в которых указаны убытки, а также уточненных налоговых деклараций, в которых указаны суммы налогов в размерах, меньших ранее заявленных. Для этого налоговым органам предоставят право истребовать выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговые декларации (расчеты), счета-фактуры и первичные документы, а также проводить мероприятия налогового контроля, предусмотренные ст. 919295 – 97 НК РФ.

Если же такие уточненные декларации представлены налогоплательщиком по истечении двух лет со дня, установленного для подачи соответствующей налоговой декларации, налоговый орган вправе будет истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, а также аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы названные показатели до и после их изменения.

Кроме того, планируется увеличить до одного месяца срок для подготовки лицами, в отношении которых проводились проверки, возражений по актам соответствующих проверок и установить обязанность налогоплательщиков сообщать в налоговые органы информацию о заключении и прекращении договоров простого товарищества и об участниках этих договоров.

Прочие новшества налогового законодательства

Помимо рассмотренных в статье налоговых новаций нас ожидает еще ряд изменений: особый налоговый режим для шельфа, новый формульный подход при расчете НДПИ при добыче газа, освобождение от налога на прибыль процентов по российским евро­облигациям, держателями которых являются иностранные организации, повышение ставки транспортного налога на сверхдорогие автомобили (дороже 5 млн руб.), очередное повышение акцизов на бензин, крепкий алкоголь и табак.

1 Анализ налоговых новаций, касающихся поддержки инвестиций и развития человеческого капитала, см. в статье «Новое в налогообложении физических лиц», № 12, 2013.

2 Более подробно о налоговых изменениях, затрагивающих инвестиционную деятельность предприятий, см. в статье «Перспективы налогообложения финансовых инструментов», № 11, 2013.

3 Дополнительно см. статью Н. Л. Шелестовой «Потери при продаже товаров методом самообслуживания», № 3, 2013.

4 Федеральный закон от 05.04.2013 № 39-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее – Закон № 39-ФЗ).

5 Письма Минфина России от 28.09.2006 № 03‑04‑11/182, от 16.11.2006 № 03‑04‑11/219, от 08.12.2006 № 03‑04‑11/237, от 20.12.2006 № 03‑03‑04/1/847.

6 Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Источник: Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения»

 

Проверки контрагента: добровольно - обязательная

Если вы запросите у контрагента копию выписки из ЕГРЮЛ, то это еще не означает, что ваша компания проявила должную осмотрительность. Такой вывод сделали специалисты из Минфина в Письме от 26.08.2013 г. № 03-02-07/1/35024. При выборе контрагента они советуют сделать следующее. Прежде всего, не забывайте про Критерии самостоятельной оценки рисков, которые повышают шансы компании попасть в план выездных проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@). В указанном приказе налоговики подробно описали, на что необходимо обратить внимание, заключая договоры с контрагентами. Например, у них лучше запрашивать копии документов, удостоверяющих личность руководителя и представителя контрагента.

Помимо этого Минфин призывает пользоваться электронными сервисами на сайте ФНС: списком адресов массовой регистрации и компаний, которыми руководят дисквалифицированные лица.

Ссылки по теме:

 

В 2014 и 2015 годах внимание налоговиков сосредоточится на схемах с фирмами-«однодневками»

В 2014 и 2015 годах инспекторы будут уделять больше всего внимания компаниям, которые используют схемы по уходу от уплаты налогов с помощью однодневок. Именно это направление является приоритетным, согласно Основным направлениям налоговой политики в ближайшие годы.

Такое разъяснение на днях выпустили в Минфине Письмо от 12.09.2013 г. № 03-01-11/37767.

Ссылки по теме:

 

ЦБ создает список компаний, подозревающихся в отмывании доходов

Центробанк объявил войну сомнительным операциям и создает черный список российских компаний, которые подозреваются в незаконном выводе средств за границу и отмывании доходов, полученных преступным путем. ЦБ беспокоит увеличение объема сомнительных финансовых операций: с начала 2013 года он достиг 1,5 трлн. рублей, в полтора раза превысив прошлогодний показатель.

На этой неделе регулятор рассылает в кредитные организации письмо, в котором обозначены признаки, указывающие на незаконный вывод средств за границу, а также легализацию преступных доходов. К примеру, подозрение регулятора вызывают случаи, когда российские компании закрывают паспорта сделок по внешнеторговым контрактам и договорам займа в связи со сменой уполномоченного банка (обладающего расширенной лицензией на проведение валютных операций), но при этом ни в одну из кредитных организаций не обращаются.

Перечень будет направляться банкам территориальными учреждениями ЦБ. Включенные в список резиденты разделены на две группы: компании, каждой из которых иностранные контрагенты задолжали 80% суммы платежей по контрактам и предприятия, долг нерезидентов перед каждым из которых составляет 20–80% общей суммы договоров. Банки РФ вправе отказывать компаниям из первой группы в заключении договора банковского счета, а также в проведении операций. Сведения об операциях компаний второй группы должны направляться в Росфинмониторинг, пишут «Известия».

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру".

 

Еще раз об ОКВЭД для ИП …

Разъяснение Минфина России для ИП в Письме от 13.08.2013 №03-11-11/32808 может привести к перерасчету налогов.

Дело в том, что Минфин разъяснил, что если применяющий УСН индивидуальный предприниматель получил доходы вне осуществления видов деятельности, указанных при госрегистрации, то на эти доходы УСН не распространяется и они должны облагаться НДФЛ.

Ссылки по теме:

 

Если в путевых листах нет точных сведений о маршруте, списать расходы на ГСМ нельзя

Если в путевых листах нет точных адресов, то проверяющие из ИФНС снимут расходы на покупку бензина. С этим соглашаются судьи ВАС (Определение ВАС РФ от 30.08.2013 №ВАС-11880/13). По их мнению, без точных сведений о маршруте нельзя доказать, что сотрудники компании использовали автомобили в служебных целях. Поэтому проверяющие правомерно засомневались в экономической обоснованности затрат. Важно, что ВАС отказал компании в передаче дела в Президиум. То есть решение судей является окончательным.

Источник: glavbukh.ru

 

Центробанк ограничил расчеты наличными

Правила работы с наличной выручкой изменятся для компаний и предпринимателей. Новый порядок работы с наличными изложен в проекте Указаний об осуществлении наличных расчетов. Найти его можно на сайте Банка России.

Что изменится в работе компаний. В новом указании останется действующий лимит расчетов наличными по одному договору в 100 тыс. рублей (указание Банка России от 20.06.2007 № 1843-У). Но в новом документе есть несколько важных ограничений.

Во-первых, будет четко сказано, что выручку можно тратить только на зарплаты, выдачу подотчетных и некоторые другие нужды. Похожие правила есть и сейчас, но в проекте есть уточнение. В новых правилах будет прямо запрещено расходовать выручку на выдачу займа, арендную плату, покупку ценных бумаг и на проведение азартных игр.

Во-вторых, Банк России уточнил, что лимит расчетов в 100 тыс. рублей по одному договору действует, даже если контракт уже закончился. Например, у компании истек договор аренды, она освободила помещение, но за ней числится долг. Погасить его наличными можно только в пределах 100 тыс. рублей. И только при условии, что ранее по этому же договору арендатор уже не платил наличными. Из действующего указания № 1843-У этот прямо не следует, поэтому на практике возникают споры.

Что изменится в работе предпринимателей. Новые указания в полной мере распространятся и на предпринимателей. Но есть важное отличие. В проект предусмотрено, что предприниматели будут вправе тратить наличную выручку без ограничений на свои личные нужды. Формально, это не запрещено и сейчас, но ниоткуда не следует, поэтому возникают споры на проверках.

Источник: gazeta-unp.ru

 

Швейцарской банковской тайны больше не существует

В Швейцарии вступил в силу закон о международной помощи по налоговым вопросам. Теперь иностранные налоговые службы могут направлять запросы швейцарским властям о банковских счетах своих граждан.

Благодаря общим усилиям ЕС, США и других государств, которые бьются за бюджетные доходы и против уклонения граждан от налогов, прежде неприступной знаменитой швейцарской банковской тайны не существует. Нужен только мотивированный запрос налоговых органов. Отказаться от предоставления информации в рамках запроса не смогут ни банки, ни номинальные держатели, ни агенты, ни доверительные управляющие.

Важная деталь – налоговики всех стран, кроме США, смогут делать запросы только по информации, касающейся периода после 1 января этого года.

Глава представительства компании Diamond Age Investment Advisors в России Слава Рабинович не видит смысла ухода от налогов в России. «Я не очень понимаю смысла в обмане российской налоговой системы, если она -одна из самых лучших в мире в отношении подоходного налога, – пояснил он. – Мало стран в мире, которые облагают граждан налогом всего лишь в 13%. Поэтому наказание и потенциальные проблемы настолько велики по отношению к такому низкому налогообложению, что скрывать налоги, будь у тебя счёт в Швейцарии, в Монако или Сингапуре, нет смысла».

Для компаний и трастов вступают в силу другие законы. Где-то можно сэкономить, но платить по счетам все равно придется, рассказал партнер Paragon Advice Group Александр Захаров: «Если говорить о том, могут ли быть серьезные риски у предприятий и у российского бизнеса, который использует корпоративные структуры в Швейцарии, такой риск может возникнуть. Но если на территории России у налоговых органов будет существенная информация в отношении того, кто из российских налогоплательщиков уклонялся и как, какие у него счета, в каких швейцарских банках. То есть российские налоговые органы должны обладать полной информацией для того, чтобы произвести соответствующий запрос».

Значительная часть торговли российской нефтью осуществляется через трейдинговые «дочки» российских компаний, основная часть которых сосредоточена в Женеве. В Швейцарии работают такие российские нефтяные компании, как Gunvor, «Роснефть», ТНК-BP и ЛУКОЙЛ.

Швейцарцы требуют от властей отменить налоговые льготы для иностранцев и собираются провести по этому поводу референдум. Сейчас для физических лиц, которые получили вид на жительство или гражданство, в Швейцарии установлен фиксированный налог. Большинство кантонов применяют минимальные ставки. При этом соглашение о размере налога достигается индивидуально, в ходе договоренностей с налоговым департаментом того или иного кантона. Сами швейцарцы платят с доходов все налоги.

Источник: offshore.su

​​

Прошлые выпуски:

 

Порекомендуй нашу рассылку своим коллегам. Подписаться можно здесь.

 

ООО "Учет-Сервис"

Наш тел.: +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Наш адрес: 630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф