Выпуск 58 от 15 Января 2013 года

Обзор Налоговых новостей от Учет-Сервис

Выпуск №58 от 15 Января 2013 года

 

 

Новости
/разъяснения
Вопросы НДФЛ Архив
рассылки

 

Ужесточается ответственность работодателей, использующих труд гастарбайтеров

ФНС будет публиковать на своем сайте сведения об индивидуальных предпринимателях и о директорах предприятий

Мнимый и притворный объект бухгалтерского учета

Как выйти из тени подозрений, если контрагент однодневный

Инспекторы по труду выявили более 3,5 тысяч нарушений в отношении работающих женщин

Инспекция обязана обосновать необходимость предоставления документов, истребованных вне рамок проверки

За что работодателя могут оштрафовать на 500 тыс.рублей?!

Чай и кофе для сотрудников и гостей офиса и налоговые последствия

Налог на персональные компьютеры (Великобритания)

 

Ужесточается ответственность работодателей, использующих труд гастарбайтеров

Президент РФ подписал поправки в закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, направленные на обеспечение прав трудовых мигрантов.

Как сообщает пресс-служба Кремля, Федеральный закон № 315-ФЗ направлен на обеспечение социально-бытовых гарантий трудовым мигрантам и установление административной ответственности приглашающей стороны за непринятие мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в Российской Федерации.

Законом определяется понятие «приглашающая сторона», уточняются обязанности приглашающей стороны, и вводится ответственность за нарушение вновь установленных требований.

Источник: www.klerk.ru

 

ФНС будет публиковать на своем сайте сведения об индивидуальных предпринимателях и о директорах предприятий

ФНС России планирует создать на  сайте www.nalog.ru новый подраздел, который будет прямо посвящен вопросам, касающимся регистрации, – все, что связано с желанием зарегистрировать свой бизнес, включая формы, рекомендации, методики, приложения, брошюры, видеоприложения и т.д. Кроме того, предполагается, размещать в данном разделе сведения о предпринимателях (будут включены данные о директорах предприятий, собственниках и долевых участниках.

Уже запущен сервис по подаче документов в электронном виде для государственной регистрации предприятий и предпринимателей. И с 31 мая обработаны уже 25000 пакетов таких заявлений.

На сегодняшний день свидетельская регистрация постановки на учет и выписка направляется в электронном виде по указанному заявителем адресу. И это юридически значимый документ, потому что он подписан электронной подписью должностного лица налогового органа.

Источник: www.rnk.ru

 

Мнимый и притворный объект бухгалтерского учета

Разработан проект Федерального закона N 192810-6 "О внесении изменений в Федеральный закон от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Федеральный закон "О бухгалтерском учете", вступающий в силу с 1 января 2013 года, предлагается дополнить новыми положениями. В связи с этими изменениями в бухгалтерский учет могут быть введены новые понятия -  мнимый и притворный объекты бухгалтерского учета

Внесенными поправками предусматривается, в частности,   недопущение:

- принятия к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие место факты хозяйственной жизни, а также мнимые и притворные сделки;

- пропусков или изъятий при регистрации объектов бухгалтерского учета и регистрации мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета. При этом под "мнимыми объектами" понимаются, в частности, несуществующие объекты учета, не имевшие место факты хозяйственной жизни; под "притворными" - объекты, отраженные в учете вместо других объектов с целью прикрытия последних;

- ведения счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета.

Предлагается также установить особенности ведения бухгалтерского учета организациями, получившими статус участников проекта "Сколково".

 

Как выйти из тени подозрений, если контрагент однодневный

Компанию подозревают в недобросовестности из-за того, что ее контрагентом оказалась фирма-однодневка. Какие доводы помогут руководству защититься в инспекции и в суде от подобных претензий налоговиков?

Для понимания того, какие доводы следует использовать в своей защите, сначала определимся с такими понятиями, как «недобросовестный налогоплательщик» и «фирма-однодневка».

Как следовало из наиболее ранней арбитражной практики (пост. КС от 12.10.1998 № 24-П, определение КС РФ от 25.07.2001 № 138-О), под «добросовестностью» налогоплательщика подразумевалось его действительное намерение уплатить налог. В дальнейшем это понятие с целью единообразия судебной практики было заменено на термин «получение необоснованной налоговой выгоды» (пост. Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53). Под фирмами-однодневками налоговые органы признают юрлица, не обладающие фактической самостоятельностью, созданные без цели ведения деятельности, как правило, не представляющие налоговую отчетность, зарегистрированные по адресу массовой регистрации и т. д. Данные юрлица искусственно включаются недобросовестными налогоплательщиками в цепочку хозяйственных связей для создания фиктивных расходов и получения вычетов по косвенным налогам без соответствующего движения товара (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, письмо ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-07/84).

Уличив компанию в связи с фирмой-однодневкой, инспекция может обвинить ее в непроявлении должной осмотрительности при выборе контрагента. Как следствие, это приведет к тому, что налоговая выгода, полученная от сделки с данным контрагентом, может быть признана необоснованной. Чтобы обезопасить себя от подобных претензий инспекторов, рекомендуем совершить следующие действия.

Шаг 1. Требуем документы у контрагента

Компания вправе обратиться к своему контрагенту с просьбой представить копии учредительных документов, свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет в инспекции, лицензий, приказов, подтверждающих право руководителя подписывать документы, и другую информацию о том, не привлекался ли он к налоговой или административной ответственности. Нахождение данных документов и информации у организации свидетельствует, что она действовала предусмотрительно при выборе контрагента (письмо ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-07/84). Даже если контрагент окажется фирмой-однодневкой, то с данными документами будет проще оспорить претензии налоговиков (пост. Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 18162/09, ФАС МО от 24.08.2009 № КА-А40/7853-09). Отсутствие же подобных бумаг может послужить основанием для признания претензий налоговиков обоснованными (определение ВАС РФ от 01.04.2009 № ВАС-3704/09, пост. ФАС ПО от 25.01.2010 № А55-9448/2009, от 31.08.2009 № А55-19540/2008).

Шаг 2. Направляем запрос в инспекцию

Необходимо получить не только выписку из ЕГРЮЛ по контрагенту и его учредительные документы, но и информацию об исполнении им своих обязательств по уплате налогов, а также информацию о совершении им налоговых нарушений (определения ВАС РФ от 17.11.2010 № ВАС-15222/10, от 01.12.2010 № ВАС-16124/10, письмо Минфина России от 04.06.2012 № 03-02-07/1-134). Вероятно, что инспекция не предоставит такие сведения, сославшись на налоговую тайну. Однако в данном случае важен сам факт направления подобного запроса, так как это также будет свидетельствовать о проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента. Вместе с тем есть вероятность узнать в результате подобного запроса, что контрагент отвечает признакам фирмы-однодневки. При этом инспекция зафиксирует, что данная информация направлялась налогоплательщику. Таким образом, если в ходе проверки выяснится, что компания обладала сведениями об «однодневности» контрагента и продолжала с ним сотрудничать, то это практически стопроцентное основание для доначисления налогов и применения иных санкций (штрафы, пени).

Исходя из этого, рекомендуем пользоваться услугами сторонних специалистов, имеющих право запрашивать и получать подобные сведения, связь компании с которыми невозможно будет доказать.

Шаг 3. Пользуемся интернет-сервисами

На официальных сайтах государственных органов предоставлены сервисы по проверке контрагента по информационным базам, используя которые можно получить ту или иную информацию (см. таблицу ниже). Например, проверить факт его государственной регистрации, сверившись со сведениями размещенного на сайте ФНС России реестра юридических лиц (см. п. 1 таблицы). Также можно проверить нахождение контрагента в процессе реорганизации или ликвидации, исключения его из ЕГРЮЛ (см. п. 2—4 таблицы). На сайте ФАС России имеется реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков), по которому можно проверить контрагента (см. п. 5 таблицы). В случае если на момент совершения сделки контрагент в данных базах отсутствует и компания всё это должным образом зафиксировала, то суд может расценить это как проявление должной осмотрительности и признать претензии инспекторов необоснованными (пост. Президиума ВАС РФ от 09.03.2010 № 15574/09).

Кроме того, при заключении сделки рекомендуем получить копию паспорта генерального директора и (или) лиц, подписывающих документы по сделке. Затем на сайте ФМС России стоит проверить действительность паспортных данных (см. п. 6 таблицы). А на сайте ФНС России можно узнать, не указаны ли данные лица в реестре лиц, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых данный факт установлен (подтвержден) в судебном порядке (см. п. 7 таблицы). Также рекомендуем проверить лицо, входящее в состав исполнительных органов контрагента и намеревающееся подписать документы по сделке, на предмет его дисквалификации (см. п. 8 таблицы). Приложение к договорам или доверенностям копий паспортов и распечаток с указанных сайтов будет говорить о том, что компания предприняла достаточные меры для проверки лиц, подписывающих документы (пост. ФАС ЗСО от 12.08.2009 № Ф04-4836/2009 (12610-А03-14), ФАС МО от 06.05.2010 № КА-А40/4174-10)).

Шаг 4. Пишем письма

Зачастую компании скептически относятся к документальному подтверждению переписки с контрагентом, который оказался фирмой-однодневкой. Вместе с тем такая переписка играет важную роль в защите от претензий налоговиков. До совершения сделки рекомендуем письменно согласовать ее детали (цену, порядок расчетов, условия отгрузки товара, сроки поставки и др.), то есть на руках должны быть входящие и исходящие сообщения с отметками об их принятии (пост. ФАС ПО от 17.06.2011 № А65-20543/2010). Также рекомендуем получить от контрагента рекламные брошюры, на которых будут указаны его контактные данные, а также перечень услуг, оказываемых им, и преимущества работы с ним (пост. ФАС МО от 07.04.2011 № КА-А41/2465-11). Таким образом, компания проверит реальность существования контрагента, его местонахождение на момент совершения сделки и наличие у него офиса и персонала, а значит, проявит должную осмотрительность.

Переписка во время совершения сделки (например, уведомления о получении или отгрузке товара, об оплате, направление каких-либо претензий по сделке) также является дополнительным аргументом в пользу должной осмотрительности.

Шаг 5. Проверяем местонахождение

Одним из признаков фирмы-однодневки является отсутствие ее по месту регистрации или ее нахождение по адресу «массовой» регистрации. Налоговики активно этим пользуются, уличив компанию в связи с таким контрагентом. Так, например, отказывают в вычете НДС по счету-фактуре, в котором указан адрес регистрации контрагента, но фактически он там не находится. Вместе с тем зачастую суды не признают это обстоятельство как доказывающее получение необоснованной налоговой выгоды (пост. ФАС УО от 31.01.2012 № Ф09-4807/11, от 16.02.2010 № Ф09-3576/09-СЗ, ФАС ЦО от 24.08.2009 № А35-3333/08-С26). Однако при наличии иных обоснованных претензий и доводов инспекторов это может сыграть против компании (пост. ФАС МО от 18.11.2009 № КА-А40/12322-09).

С целью защиты рекомендуем вооружиться следующим.

Во-первых, «пробить» адрес контрагента по базе адресов массовой регистрации (см. п. 9 таблицы) (пост. ФАС МО от 18.11.2009 № КА-А40/12322-09, Девятого ААС от 25.07.2012 № 09АП-19205/2012). Во-вторых, проверить, не указан ли контрагент в базе юрлиц, связь с которыми по указанному в ЕГРЮЛ адресу отсутствует (см. п. 10 таблицы). В-третьих, получить от контрагента договор аренды помещения (офиса) либо письменное подтверждение от арендодателя о его заключении (пост. ФАС ПО от 11.03.2008 № А12-11184/07-С51). В-четвертых, направить запрос в соответствующее территориальное отделение почтовой связи о получении контрагентом почтовой корреспонденции.

Получение компанией данных сведений и документов будет свидетельствовать о ее добросовестности и должной осмотрительности, что позволит парировать претензии налоговиков (пост. ФАС СЗО от 30.12.2009 № А56-24488/2009). Более того, необходимо иметь в виду, что на момент совершения сделки контрагент мог находиться по адресу своей регистрации, однако к моменту проверки он мог поменять свое местонахождение (пост. ФАС МО от 31.03.2011 № КА-А40/17948-10, ФАС ПО от 24.07.2009 № А12-18263/2008, ФАС СЗО от 31.07.2009 № А56-27948/2008).

Шаг 6. Получаем рекомендации

Из анализа судебной практики следует, что рекомендательные письма и отзывы, составленные на контрагента, становятся весомым доказательством осторожного выбора контрагента (пост. ФАС МО от 07.12.2011 № А41-32101/2010). Однако не только их можно использовать в свою защиту. Также можно указывать на отзывы производителей, подтверждающих сотрудничество с контрагентом (пост. ФАС МО от 14.08.2008 № КА-А41/7162-08), на его деловую репутацию (пост. ФАС МО от 14.12.2011 № А40-23188/08-108-73).

Кроме того, весомым доказательством предусмотрительности компании в выборе контрагента может служить подтверждение участия последнего в государственных поставках, госконтрактах и конкурсах (пост. ФАС ЗСО от 13.12.2010 № А45-3819/2010, ФАС МО от 16.02.2011 № КА-А40/329-11, от 06.07.2011 № КА-А40/6921-11). Еще одним аргументом защиты может стать проведение внутреннего конкурса (тендера) в компании, по результатам которого была заключена сделка с контрагентом. Документальное подтверждение, что такой конкурс проводился и в нем приняло участие несколько лиц, предоставивших свои коммерческие предложения, будет свидетельствовать о должной осмотрительности компании (пост. ФАС УО от 30.05.2011 № Ф09-2324/11-С2, ФАС МО от 20.05.2011 № КА-А40/4431-11).

Шаг 7. Утверждаем методику проверки

Наличие у компании утвержденной методики проверки контрагентов снижает риск «нарваться» на фирму-однодневку, а также является дополнительным аргументом в пользу ее добросовестности. Вместе с тем такая проверка зависит от множества критериев самой компании и от особенностей конкретной сделки, вследствие чего подобная методика должна разрабатываться отдельно для каждой компании и лучше, чтобы этим занимались специалисты в данной области. В пользу привлечения именно сторонних специалистов можно назвать следующие доводы. Во-первых, проверка будет проведена надлежащим образом. Во-вторых, контроль будет объективным, так как отсутствует личная заинтересованность специалиста. В-третьих, в суде это будет служить дополнительным аргументом добросовестности компании. Более того, при проверке контрагентов сторонними специалистами в суде можно сослаться на то, что непроявление должной осмотрительности в одном конкретном случае не является виной самой компании.

Полезные ссылки для проверки контрагента

 

№ п/п

Что проверяем

Где проверяем

1

Сведения, внесенные в ЕГРЮЛ

http://egrul.nalog.ru/

2

Сведения о юрлицах и ИП, в отношении которых представлены документы для госрегистрации

http://service.nalog.ru/uwsfind.do

3

Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации»

http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr/

4

Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятых решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ

http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/

5

Отсутствие контрагента в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков)

http://rnp.fas.gov.ru/

6

Действительность паспортных данных руководства контрагента

http://services.fms.gov.ru/fms-site-web/info-service.htm?sid=2000

7

Отсутствие руководителей контрагента в реестре лиц, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых данный факт установлен (подтвержден) в судебном порядке

http://service.nalog.ru/svl.do

8

Не дисквалифицировано ли лицо, входящее в состав исполнительных органов контрагента и намеревающееся подписать документы по сделке

http://service.nalog.ru/disfind.do

9

Не числится ли контрагент по адресу массовой регистрации

http://service.nalog.ru/addrfind.do

10

Не указан ли контрагент в базе юрлиц, связь с которыми по указанному в ЕГРЮЛ адресу отсутствует

http://service.nalog.ru/baddr.do

Источник: журнал "Актуальная бухгалтерия"

 

Инспекторы по труду выявили более 3,5 тысяч нарушений в отношении работающих женщин

Роструд сообщает, что специалисты ведомства с начала года выявили 3 668 нарушений в отношении работающих женщин и лиц с семейными обязанностями.

При этом в целях восстановления трудовых прав данной категории граждан за I-III кварталы 2012 года государственные инспекции труда в субъектах РФ провели более 3 тыс. проверок.

По данным Роструда, 626 проверок затрагивали государственные гарантии для беременных, а также женщин и других лиц с семейными обязанностями, имеющих ребенка в возрасте до 3 лет. В их отношении инспекторы труда пресекли 949 фактов несоблюдения трудового законодательства.

Территориальные органы Роструда выдали нарушителям 375 предписаний и подвергли административным наказаниям 215 должностных и юридических лиц, передает пресс-служба ведомства.

Источник: www.klerk.ru

 

Инспекция обязана обосновать необходимость предоставления документов, истребованных вне рамок проверки

ФАС Дальневосточного округа в Постановлении № Ф03-5016/2012 от 02.11.2012 подтвердил, что поскольку необходимость получения дополнительной информации в отношении предпринимателя возникла у налогового органа вне рамок проведения налоговых проверок, инспекция была обязана обосновать необходимость предоставления такой информации.

Здесь податель жалобы ссылался на то, что при истребовании документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, у налогового органа отсутствует обязанность указания в требовании конкретного мероприятия налогового контроля, в рамках которого осуществляется запрос.

ФАС отметило, что если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. Налоговый орган направляет поручение об истребовании документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы.

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов, а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Так как необходимость получения дополнительной информации в отношении предпринимателя возникла у налогового органа вне рамок проведения налоговых проверок, что не оспаривается инспекцией, оспариваемые требования должны содержать обоснование необходимости получения информации относительно конкретной сделки.

Источник: www.klerk.ru

 

За что работодателя могут оштрафовать на 500 тыс.рублей?!

Знаете ли Вы, что, приняв на работу бывшего чиновника, Вы рискуете получить штраф до 500.000 рублей? За что? За то, что примете на работу бывшего государственного или муниципального служащего с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Согласно ст.19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей».

Требований, которые работодатель рискует нарушить, несколько. Сегодня мы рассмотрим одно из них.

В 10-дневный срок о заключении трудового договора обязательно надо сообщить «куда следует».

Работодатель должен обязательно в десятидневный срок сообщить о заключении трудового договора (с бывшим государственным или муниципальным служащим) представителю нанимателя (работодателю) бывшего служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.3 ст.64.1 ТК РФ). 

Это обязанность касается и работодателей-организаций и работодателей-предпринимателей.
Работодатель-индивидуальный предприниматель также должен сообщать сведения о заключении трудового договора с бывшим чиновником.

Как правильно сообщить бывшему работодателю бывшего служащего о заключении трудового договора с ним ?

Порядок сообщения установлен Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 700 "О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы".

В данном указанном Постановлении Правительства РФ от 08.09.2010 N 700, собственно, и содержатся все требования к сообщению, которое работодатель должен направить бывшему работодателю государственного или муниципального служащего...  

Источник: www.klerk.ru

 

Чай и кофе для сотрудников и гостей офиса и налоговые последствия

В Письме от 13.12.2012 №03-07-07/133 Минфин разъяснил ситуацию с НДС, уплаченным при приобретении продовольственных товаров для употребления в офисе посетителями и сотрудниками организации, а также на культурно-развлекательных мероприятиях. Разъяснено, что реализацией признается возмездная передача права собственности на товары (в определенных случаях - и безвозмездная).

В связи с этим при предоставлении посетителям и сотрудникам названных выше товаров, в т. ч. в случае их передачи структурным подразделениям юрлица, не являющимся самостоятельными плательщиками НДС, объекта налогообложения не возникает. Соответственно, НДС, внесенный при приобретении данных товаров, к вычету не принимается.

Аналогично, в случае приобретения юрлицом услуг по организации корпоративных мероприятий, включающих банкетно-фуршетное обслуживание, объекта обложения НДС и права на вычет налога, предъявленного по этим услугам, не возникает.

 

Налог на персональные компьютеры (Великобритания)

Британские власти могут в будущем ввести для своих граждан налог на персональные компьютеры подобно тому, как сейчас в этой стране взимается налог на телевизоры. Об этом, как сообщает газета Times Online, заявили накануне представители правительства.

В настоящее время в Великобритании взимается налог с владельцев телеприемников - сборы от этого налога поступают на финансирование государственной вещательной корпорации BBC (British Broadcasting Corporation). Однако в последнее время с развитием Интернета и увеличением числа широкополосных абонентских подключений BBC развивает интернет-сервисы, и многие британцы уже получают по Сети большое количество информации, которое раньше обычно получали по телевидению. BBC транслирует по Интернету свои радиопрограммы и развивает телевизионное вещание через Интернет - минувшим летом компания организовала интернет-трансляцию Олимпийских игр.

В правительственном департаменте по СМИ и спорту полагают, что если основная часть населения полностью перейдет на просмотр интернет-программ, BBC потенциально может потерять миллионы фунтов дохода, что не позволит ей производить интересные и качественные программы. Чтобы избежать подобной ситуации, и было внесено предложение о введении налога на компьютеры. Вместе с тем, в правительстве отмечают, что подобная мера вряд ли будет введена до 2017 года, когда у BBC закончится действующий ныне королевский патент на вещание.

Источник: www.cnfp.ru

Прошлые выпуски:

 

Порекомендуй нашу рассылку своим коллегам. Подписаться можно здесь.

 

ООО "Учет-Сервис"

Наш тел.: +7 (383)249 10 83,  255 96 58
Наш адрес: 630005, г.Новосибирск, ул.Крылова, 36 оф.112
www.учет-сервис.рф