Выпуск для бухгалтера от 27.01.2014

Обзор Налоговых новостей для бухгалтера от Учет-Сервис

Выпуск №2 (83) от 27 Января 2014 года

 

Новости
/разъяснения
Вопросы НДФЛ Архив
рассылки

 

 

С 1 января изменился порядок оформления счетов-фактур

Меняем Учетную политику на 2014 год

Депутаты хотят вернуть ежеквартальный отчет по бухучету

Форма расчета 4-ФСС за I квартал 2014 года будет изменена

При расчетах пластиковыми картами необходимо пробивать чек ККМ

Как определить налоговый статус физлица при расчете НДФЛ

 

С 1 января изменился порядок оформления счетов-фактур

Больше не нужно составлять счета-фактуры при совершении операций, освобожденных от НДС, журналы их учета, книги покупок и продаж. Соответствующие поправки в НК РФ внесены Федеральным законом от 28.12.2013 № 420-ФЗ.

Согласно новой редакции пункта 5 статьи 168 НК РФ, составлять счета-фактуры без выделения сумм НДС нужно только в случае освобождения от НДС в соответствии со статьей 145 НК РФ. При этом, напомним, выручка за три месяца должна составлять не более 2 млн. рублей.

При оформлении счетов-фактур, расчетных документов и первички ставить надпись или штамп «Без налога (НДС)» не нужно. Это требование удалено из новой редакции НК РФ.

Согласно поправкам в статью 169 НК РФ отменена обязанность составлять счета-фактуры и вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом обложения НДС, но освобождаемых от него в соответствии со статьей 149 НК РФ. К таким операциям относятся, в частности, передача товара в рекламных целях, гарантийный ремонт, продажа долей в уставном капитале, реализация медтоваров и услуг, поставка продуктов в школьные столовые, услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и т. д. при совершении необлагаемых операций не нужно заполнять счета-фактуры, журналы их учета, книги покупок и продаж.

Пункт 4 статьи 169 НК РФ, освобождавший от оформления счетов-фактур банки, НПФ и других налогоплательщиков при операциях с ценными бумагами, соответственно, утратил силу.

И, наконец, статья 170 НК РФ дополнена новым пунктом 4.1. Она касается особенностей определения пропорции для учета входящего НДС, при облагаемых и необлагаемых налогом операций. По сути, эта поправка не меняет порядок работы при совершении нефинансовых операций.

Источник: e.gazeta-unp.ru

 

Меняем Учетную политику на 2014 год

На что обратить внимание при обновлении налоговой и бухгалтерской учетной политики. Автор Елина Л.А.

Если организация по собственному желанию планирует что-то поменять в учетной политике с начала 2014 г., то приказ руководителя об этом должен быть датирован 2013 г. Мы обратим внимание лишь на некоторые особенности, которые могут быть полезны в наступающем году.

(!) Оптимизируем рабочий план счетов бухучета с оглядкой на поправки в налог на имущество. С 2014 г. изменяются правила расчета налога на имущество организаций (Закон от 02.11.2013 N 307-ФЗ; п. 2 ст. 380 НК РФ).

Если есть офисная недвижимость, с которой налог на имущество надо платить исходя из ее кадастровой (а не балансовой) стоимости, лучше выделить такие "недвижимые" основные средства на специальный субсчет счета 01 "Основные средства" (или 03 "Доходные вложения в материальные ценности"). Лучше обособленно учитывать и амортизацию по такому имуществу на счете 02 "Амортизация основных средств". Это упростит расчет налога на имущество. Если в вашей организации был утвержден регистр по расчету налога на имущество, возможно, придется разработать новый регистр. Также рекомендуем учитывать на отдельном субсчете основные средства, по которым налог на имущество вообще не нужно начислять. Это, к примеру, движимое имущество, принятое на учет в качестве ОС в 2013 г. и позднее (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

(!) Включаем в перечень применяемых первичных документов УПД. Не так давно налоговая служба предложила использовать универсальный передаточный документ (УПД) (Письмо ФНС от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@). Он может заменить обычный счет-фактуру и товарную накладную по форме N ТОРГ-12 (акт выполненных работ/оказанных услуг). Если вы собираетесь использовать такой универсальный документ, отметьте это в учетной политике.

Если вы хотите, то можете оставить себе свободу действий при выборе того или иного первичного документа, подтверждающего отгрузку товаров, выполнение работ или оказание услуг. Утвердите УПД в качестве первичного документа, который может использоваться вашей организацией. Наравне с этим оставьте в перечне первичных документов и товарную накладную, акт выполненных работ/оказанных услуг или иной документ. Также укажите в учетной политике, что по выбору руководителя организации либо по согласованию с контрагентом ваша компания вправе использовать любую из форм первичных документов, которые подтверждают передачу контрагенту товара, выполнение работ, оказание услуг.

(!) Проверьте налоговые повышающие коэффициенты. С 2014 г. в налоговом учете уже нельзя применять повышающие коэффициенты амортизации, используемые в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, если ОС принято к учету в 2014 г. А между тем по ОС, которые были приняты к учету ранее, по-прежнему можно применять специальный коэффициент, не превышающий 2 (подп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).

Совсем удалять из учетной политики "агрессивные" повышающие коэффициенты не советуем, ведь тогда вы не сможете их применять при начислении амортизации по старым основным средствам.

Кроме того, с 1 января в НК появится прямой запрет на использование нескольких повышающих коэффициентов к "прибыльной" норме амортизации (п. 5 ст. 259.3 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2014)) (ранее об этом в своих письмах говорил Минфин (Письмо Минфина от 14.09.2012 N 03-03-06/1/481)). Поэтому проверьте, чтобы при наличии нескольких оснований для применения повышающих коэффициентов было закреплено, какой из них будет применяться (или по какому принципу и кто будет его определять).

(!) У вас малое предприятие? Задумываемся над базовыми принципами бухучета и отчетности. Напомним, что с октября 2013 г. число малых предприятий выросло. Произошло это из-за изменения критериев для отнесения организаций к субъектам малого и среднего бизнеса (Закон от 23.07.2013 N 238-ФЗ). В частности, ранее статус малого/среднего предприятия не могли иметь организации, у которых более 25% уставного капитала принадлежит иностранным гражданам или научным и автономным образовательным учреждениям. Теперь это не является препятствием.

Внимание! Зафиксируйте в учетной политике все "бухучетные" льготы, которыми вы планируете воспользоваться.

У малых предприятий есть определенные послабления. К примеру, они могут вести упрощенный бухучет и сдавать отчетность по упрощенным формам. А микропредприятия вообще могут отказаться от двойной записи (ч. 4 ст. 6 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; Информация Минфина N ПЗ-3/2012).

(!) У вас "культурное" учреждение? Можете отказаться от налоговой амортизации "движимых" ОС. Дело в том, что с 1 января 2014 г. бюджетные учреждения - театры, музеи, библиотеки, концертные организации - могут при расчете налога на прибыль единовременно учитывать в расходах полную стоимость основных средств в момент их ввода в эксплуатацию. Только недвижимость нужно амортизировать, как раньше (п. 7 ст. 259 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2014)).

Чтобы воспользоваться такой льготой, надо прописать ее в учетной политике для целей налогообложения.

***

В заключение напомним, что бухгалтерскую и налоговую учетную политику можно оформить в виде единого документа или как два самостоятельных документа.

Утверждать каждый год учетную политику нет необходимости. Руководителю достаточно утвердить ее изменения и дополнения, если они требуются.

Источник: Журнал "Главная книга" 2014, N 1

 

Депутаты хотят вернуть ежеквартальный отчет по бухучету

В Государственную думу России поступил проект закона »О внесении изменений в статью 23 части первой Налогового кодекса РФ и статью 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Документ вводит необходимость представления в инспекцию промежуточной бухгалтерской отчетности не позднее 30 дней после окончания отчетного периода.

В случае принятия закон вступает в силу с 1 января 2014 года.

Источник: taxpravo.ru

 

Форма расчета 4-ФСС за I квартал 2014 года будет изменена

Минтруд подготовил проект приказа »О внесении изменений в приложения № 1 и 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты  Российской Федерации от 19.03.2013 № 107н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения».

Форма расчета 4-ФСС за I квартал 2014 год будет изменена. Изменения связаны в первую очередь с введением новых кодов ОКТМО. Кроме того, будет введена дополнительная таблица, в которой предприниматели «на патенте» будут отражать введения, необходимые для применения пониженного тарифа страховых взносов.

Источник: taxpravo.ru

 

При расчетах пластиковыми картами необходимо пробивать чек ККМ

ФНС России в Письме от 31.12.2013 №ЕД-4-2/23721 уточнила, что Федеральный закон N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" не содержит исключений, при которых расчеты с использованием платежных карт осуществляются без применения контрольно-кассовой техники, таким образом при осуществлении расчетов с использованием платежных карт ККТ применяется в обязательном порядке.

Ссылки по теме:

 

Как определить налоговый статус физлица при расчете НДФЛ

Налоговый статус работника (резидент или нерезидент), а значит, и ставка, по которой должен быть удержан налог на доходы (13 или 30%), зависят от срока его пребывания в России (п. 2 ст. 207 НК РФ). Причем определять налоговый статус каждого работника придется как минимум дважды: при первой выплате дохода и по истечении календарного года.

При определении статуса не являются определяющими показателями гражданство (отсутствие такового), место рождения и место жительства. То есть налоговыми резидентами России могут быть  иностранные граждане или лица без гражданства. В то же время гражданин России может не являться налоговым резидентом.

Особенно важно отслеживать изменения налогового статуса работников, прибывших из других государств, а также командированных за пределы России на длительный срок для выполнения работ или оказания услуг в рамках заключенных контрактов.

Если человек находился на территории России 183 календарных дня в течение 12 следующих подряд месяцев, то он является резидентом и удерживать у него НДФЛ нужно по ставке 13 процентов. Кроме того, ему следует предоставлять налоговые вычеты, если он имеет на них право. Если сотрудник резидентом не является, его трудовые доходы должны облагаться по налоговой ставке 30 процентов (за некоторыми исключениями) и он не сможет воспользоваться налоговыми вычетами (п. 4 ст. 210 НК РФ). Отметим, что статус налогового резидента следует определять на каждую дату выплаты дохода (письма Минфина России от 28.10.2010 № 03-04-06/6-258, от 05.042011 № 03-04-06/6-74).

Налоговый кодекс не содержит перечень документов, подтверждающих фактическое нахождение физлиц на территории РФ. По мнению Минфина России (письма Минфина России от 16.05.2011 № 03-04-06/6-110, от 16.03.2012 № 03-04-06/6-64), такими документами, в частности, могут являться:

  • справка с места работы, подготовленная на основании сведений из табеля учета рабочего времени;
  • копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;
  • квитанции о проживании в гостинице.

Причем, как указывает Минфин России, отметка о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства подтверждает лишь право его нахождения в России. Фактическое время его нахождения на территории страны она не подтверждает. Поэтому должны быть и другие документы на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в России (письмо Минфина России от 27.06.2012 № 03-04-05/6-782).

Считаем 183-дневный срок

Остановимся на расчете срока. 183-дневный срок определяется путем суммирования количества дней за 12 следующих подряд месяцев (например, с июля 2012 г. по июль 2013 г.). День приезда в страну и день отъезда за пределы России засчитываются в срок пребывания на территории России. По крайней мере, так считают специалисты Минфина России (письма Минфина России от 14.07.2009 № 03-04-06-01/170, от 21.03.2011 № 03-04-05/6-157). Правда, некоторые суды делают вывод, что дата прибытия на территорию России не включается в этот срок на основании положений статьи 6.1 Налогового кодекса (пост. ФАС ЦО от 11.03.2010 № А54-3126/2009C4). В ней сказано, что «течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало».

Также при подсчете 183-дневного срока важно помнить следующее: если работник выезжал за пределы России для краткосрочного (не более 6 месяцев) лечения или обучения, этот период его отсутствия приравнивается к периоду нахождения на территории РФ. Причем никаких ограничений по видам учебных или лечебных учреждений, учебным дисциплинам, видам заболеваний и т.д. налоговое законодательство не устанавливает (письмо ФНС России от 23.09.2008 № 3-5-03/529@). Главное, чтобы это лечение или обучение длилось менее 6 месяцев. В противном случае такое пребывание за пределами РФ не будет учитываться при определении дней нахождения на российской территории (письма Минфина России от 07.11.2008 № 03-04-05-01/411, от 21.03.2011 № 03-04-05/6-156).

Пример

В отчетном году у гражданина России были периоды отсутствия на территории страны (без учета дней отъезда и приезда):

  • с 10 марта по 31 августа (175 дней) — выполнение работ по контракту;
  • с 13 сентября по 16 сентября (4 дня) — загранкомандировка;
  • с 11 октября по 11 ноября (32 дня) — стажировка за границей.

При расчете срока его отсутствия на территории России за этот год бухгалтер учитывает 175 дней и 4 дня (итого 179 дней), а срок обучения (32 дня) в данном случае приравнивается к сроку нахождения на территории России. В итоге срок пребывания работника на территории РФ составил:

365 – 179 = 186 дн.

Таким образом, по итогам налогового периода он является налоговым резидентом, а значит, за отчетный год с него должен был быть удержан НДФЛ, рассчитанный по ставке 13%, с предоставлением всех причитающихся налоговых вычетов.

Первичный налоговый статус

Человек, который устраивается на работу, может иметь статус как резидента, так и нерезидента. Ведь ни гражданство, ни место его постоянного жительства за редким исключением на налоговый статус не влияют. И по какой ставке НДФЛ будут облагаться его доходы, зависит только от фактического времени его нахождения на территории России, которое должно быть документально подтверждено (письма Минфина России от 19.07.2010 № 03-04-05/6-401, от 31.05.2012 № 03-04-05/6-670).

Также нужно учитывать, что налоговый статус работника определяется на дату фактической выплаты дохода. Если это доход по трудовому договору, то 183-дневный срок нужно рассчитать на последний день месяца, за который была начислена заработная плата (при условии, что в течение этого месяца трудовой договор не был расторгнут) (п. 2 ст. 223 НК РФ).

Пример

Гражданин Узбекистана оформлен на работу по трудовому договору 16 января, но его налоговый статус, а значит, и ставка НДФЛ, по которой будет облагаться его заработная плата, определяются по состоянию на 31 января (то есть за период с 30 января прошлого по 30 января текущего года).

Причем поскольку налоговый период по НДФЛ — календарный год, то для правильного расчета суммы налога необходимо определить еще и так называемый окончательный налоговый статус работника.

Окончательный налоговый статус — резидент

В конце календарного года некоторые работники могут сменить свой налоговый статус по НДФЛ. Например, иностранные граждане, принятые на работу в текущем году как нерезиденты, в конце этого года могут стать налоговыми резидентами, в результате чего необходимо пересчитать им НДФЛ по всем доходам, полученным в текущем году, исходя из 13-процентной ставки (письма ФНС России от 21.09.2011 № ЕД-4-3/15413@, Минфина России от 15.11.2012 № 03-04-05/6-1301, от 16.04.2012 № 03-04-06/6-113, от 10.02.2012 № 03-04-06/6-30).

Есть два варианта такого расчета, которые зависят от того, когда именно работник приобрел окончательный статус резидента.

Вариант первый: перерасчет производится до окончания налогового периода, если статус работника измениться уже не может.

Пример

9 марта гражданин Таджикистана впервые приехал в Россию и устроился на работу. Он приобрел неизменный статус резидента за этот год лишь 8 сентября, то есть в этот день срок его пребывания в России составил 183 дня (23 дня в марте + 153 дня с апреля по август + 7 дней в сентябре). Поэтому начиная с 8 сентября организация имеет право пересчитать НДФЛ, удержанный у него за март—август исходя из ставки 13%. А начиная с заработной платы за сентябрь может удерживать у него НДФЛ по ставке 13%.

Вариант второй: перерасчет производится по окончании налогового периода. Например, если нерезидент устроился на работу во втором полугодии и его окончательный налоговый статус за этот год станет известен не раньше декабря.

В этой ситуации перерасчет НДФЛ производится по итогам года. При выборе первого варианта (когда перерасчет сделан до окончания года) организация может зачесть сумму образовавшейся переплаты по НДФЛ в счет будущих платежей работника по этому налогу (письма Минфина России от 15.11.2012 № 03-04-05/6-1301, от 16.04.2012 № 03-04-06/6-113, от 14.09.2011 № 03-04-06/6-219).

Такой зачет проводится только на основании личного заявления работника и только в счет уплаты НДФЛ за этот же налоговый период. Кроме того, у организации должно быть документальное подтверждение, что работник действительно приобрел статус резидента.

Пример

Организация пересчитала НДФЛ за январь—сентябрь работнику, который в октябре приобрел неизменный (в рамках данного налогового периода) статус резидента. Сумму переплаты, образовавшейся у работника в результате такого перерасчета (ставка НДФЛ вместо 30% стала 13%), организация может зачесть только в счет его предстоящих платежей по НДФЛ за октябрь—декабрь.

Если же сумма переплаты по НДФЛ была зачтена работнику в том же году не полностью или зачета вообще не было, она подлежит возврату из бюджета. Причем начиная с 2011 года сумму налога работники возвращают самостоятельно (ст. 231 НК РФ).

Окончательный налоговый статус — нерезидент

Возможна и обратная ситуация: сотрудник, у которого в течение года удерживали налог по обычной 13-процентной ставке, по окончании года сменил налоговый статус на нерезидента. В этом случае организация должна доначислить ему НДФЛ исходя из ставки 30 процентов. Если ранее такому работнику были предоставлены налоговые вычеты по НДФЛ, при перерасчете они не учитываются.

Пример

Работник организации Иванов является гражданином России. В течение года с него удерживали налог по ставке 13%. На период с 25 мая по 30 ноября (190 дней) он выезжал за пределы России для лечения. Поскольку срок лечения превышает 6 месяцев, то на него льгота, предусмотренная п. 2 ст. 207 НК РФ, не распространяется.

Соответственно, по итогам года Иванов получит статус нерезидента, так как срок его пребывания на территории России составит менее 183 дней. Таким образом, все его доходы за этот год облагают по ставке 30%. Поэтому организация  обязана НДФЛ доначислить. Если в этом году Иванову предоставлялись налоговые вычеты, то при перерасчете их не учитывают.

Источник: Книга-справочник "Зарплата и другие выплаты работникам" 

 

Прошлые выпуски: