Выпуск для бухгалтера от 19 Августа 2013 года №65

Главная \ Справочная информация \ Архив НА ЗАМЕТКУ БУХГАЛТЕРУ \ Выпуск для бухгалтера от 19 Августа 2013 года №65

Обзор Налоговых новостей для бухгалтера от Учет-Сервис

Выпуск №65 от 19 Августа 2013 года

 

Новости
/разъяснения
Вопросы НДФЛ Архив
рассылки

 

 

Изменение в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков

Изменения во взаимоотношениях с налоговыми органами

Новое в НДС-учете и отчетности

Новое во взаимоотношениях с банками

Изменения в порядке госрегистрации юридических лиц

О приобретении бланков трудовых книжек

«Кассовые» штрафы: ФНС – о том, когда их ждать

 

Изменение в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков

О поправках, внесенных "антиотмывочным" Законом, с которыми нужно ознакомиться уже сейчас

Автор: Елина Л.А.

Закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ (далее - Закон N 134-ФЗ)

30 июня на интернет-портале pravo.gov.ru официально опубликован Закон N 134-ФЗ (ст. 4 Закона от 14.06.94 N 5-ФЗ). Он содержит много поправок, и все они имеют одну цель: усилить противодействие незаконным финансовым операциям и борьбу с однодневками. Однако затронут они не только тех, кто обманывает государство. Подстраиваться под новые правила придется практически всем организациям. Причем часть изменений вносится в Налоговый кодекс - коснутся они в числе прочего и порядка представления деклараций.

Сроки вступления в силу у различных поправок разные. Одни вступают в силу со дня официального опубликования Закона N 134-ФЗ. Другие - по истечении 30 дней или 1 месяца с этого дня. Третьи - с 1 января 2014 г. Есть еще поправки, которые "ждут" 1 июля 2014 г. и 1 января 2015 г. О последних мы пока говорить не будем - это сейчас слишком отдаленная перспектива. Мы остановимся только на тех изменениях, к которым большинству организаций надо готовиться уже сейчас.

Изменения во взаимоотношениях с налоговыми органами

С 30.06.2013

(-) Налоговая будет получать компромат от полицейских "оперативников", если в ходе оперативно-разыскной деятельности они найдут что-то, говорящее о нарушении налогового законодательства (п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 24 Закона N 134-ФЗ; ст. 11 Закона от 12.08.95 N 144-ФЗ (в ред. Закона N 134-ФЗ)).

С 31.07.2013

(-) Инспекция будет писать письма только на юридический адрес организации, который указан в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 10, п. 2 ст. 24 Закона N 134-ФЗ; п. 5 ст. 31 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)). Следовательно, организациям придется подавать в ЕГРЮЛ данные о своих реальных адресах.

А вот индивидуальные предприниматели (нотариусы и иные самозанятые лица), а также простые граждане могут получать корреспонденцию от ФНС либо по месту своей регистрации, либо по любому другому адресу. Но этот адрес должен быть указан в госреестре налогоплательщиков (ЕГРН), для чего надо будет написать в инспекцию заявление (его форму должна утвердить налоговая служба).

(!) У налоговиков появится право вне рамок налоговых проверок требовать документы (а не просто информацию) по конкретной сделке у ее участников или у иных лиц, располагающих документами об этой сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ); п. 11 ст. 10, п. 2 ст. 24 Закона N 134-ФЗ). Однако инспекторы должны обосновать необходимость получения документов и информации.

(!) У недобросовестных налогоплательщиков станет меньше способов скрыть деньги от бюджета. Налоговая служба сможет взыскивать недоимку (возникшую по итогам проверки и числящуюся более 3 месяцев) не только с проверяемого лица (п. 4 ст. 10, п. 2 ст. 24 Закона N 134-ФЗ; подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)):

<если> после проверки у фирмы ее выручка стала поступать в материнскую (дочернюю или иную зависимую) компанию, то в пределах этой выручки недоимку возьмут с этой материнской (дочерней или зависимой) компании. Теперь это правило будет распространяться и на ситуации, когда выручка поступает на счета нескольких компаний, а также если выручка идет не напрямую, а через промежуточные компании (даже если они не являются зависимыми по отношению к проверяемой фирме);

<если> после сообщения о назначении проверки из проверяемой фирмы вывели имущество в материнскую (дочернюю или иную зависимую) компанию, из- за чего недоимку с проверяемой фирмы инспекция не может взыскать, она снимет деньги с материнской (дочерней или зависимой) компании. Разумеется, недоимка будет взыскиваться только в пределах денег (имущества), выведенных из проверяемой компании.

При этом стоимость выведенного имущества будет определяться как его остаточная стоимость по данным бухучета на тот момент, когда проверяемая организация узнала (должна была узнать) о грядущей налоговой проверке.

С 01.01.2014

(-) При подаче налогоплательщиком уточненных деклараций с уменьшенной суммой налога, подлежащей уплате в бюджет, инспекция в ходе камеральной проверки может потребовать пояснения о причинах таких изменений. В течение 5 рабочих дней налогоплательщик должен будет такие объяснения представить (п. 3 ст. 88 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ); подп. "а" п. 8 ст. 10, п. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ).

Аналогичных запросов стоит ждать и тем, кто будет подавать уточненную декларацию, в которой заявлена бОльшая сумма убытка, чем прежде. А налогоплательщик в течение тех же 5 рабочих дней должен будет обосновать размер полученного убытка. При этом можно представлять в инспекцию выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета, иные документы, обосновывающие показатели уточненных деклараций (п. 4 ст. 88 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ); подп. "б" п. 8 ст. 10 Закона N 134-ФЗ).

(!) Если же уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога или увеличенной суммой заявленного убытка налогоплательщик подаст в инспекцию по истечении 2 лет со дня, установленного для подачи первоначальной декларации, то налоговая в рамках камеральной проверки может потребовать (п. 8.3 ст. 88 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ); подп. "д" п. 8 ст. 10, п. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ):

- первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в налоговой декларации;

- аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

С 01.01.2014

(!) Штраф за просрочку подачи декларации будет рассчитываться иначе: в одних ситуациях он может быть меньше, а в других - больше (п. 1 ст. 119 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ); п. 13 ст. 10, п. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ). С нового года его будут считать так:

- по-прежнему штраф рассчитывается в размере 5% за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. Только вот эти проценты будут считаться строго от не уплаченной в срок суммы налога;

- максимальная сумма штрафа будет ограничена 30% от суммы не уплаченного в срок налога;

- минимальная сумма штрафа по-прежнему 1000 руб.

Таким образом, если налог уплачен вовремя, то максимум, что ждет организацию за просрочку подачи декларации, - это штраф 1000 руб. И это справедливо, ведь деньги в бюджет перечислены.

Примечание. Сейчас есть несколько точек зрения относительно того, от какой суммы брать указанные 5% или 30% штрафа:

<или> от заявленной к уплате суммы налога в декларации - независимо от того, перечислена она в бюджет на дату подачи декларации или вынесения решения о наложении штрафа. Этот самый выгодный для бюджета вариант часто применяют инспекторы, игнорируя то, что в ст. 119 НК речь идет о неуплаченных суммах налога;

<или> от суммы налога, не уплаченной в срок по декларации (то есть следует рассчитывать штраф так, как это нужно будет делать с 1 января будущего года);

<или> от суммы налога, не уплаченной по декларации на дату вынесения налоговой инспекцией решения о привлечении к ответственности (так предлагала считать штраф в 2010 г. налоговая служба (Письмо ФНС от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@)).

Новое в НДС-учете и отчетности

С 01.01.2014

(-) Декларации по НДС все организации и предприниматели должны будут сдавать только в электронном виде. Причем независимо от численности работников (п. 3 ст. 80 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ); п. 6 ст. 10 Закона N 134-ФЗ). Срок их подачи остался прежним - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ); п. 2 ст. 12, п. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ).

Электронные НДС-декларации надо будет сдавать всем, кто выставит хотя бы один счет-фактуру с ненулевой суммой НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ; подп. "а" п. 2 ст. 12 Закона N 134-ФЗ). К ним относятся в том числе:

- налоговые агенты по НДС, не являющиеся плательщиками этого налога;

- спецрежимники и другие компании, которые не должны платить НДС (к примеру, если они освобождены от этого налога).

В бумажном виде НДС-декларации в 2014 г. смогут сдавать только налоговые агенты, которые либо не являются плательщиками НДС, либо получили освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков по ст. 145 НК РФ. Разумеется, при условии, что они не выставляли счета-фактуры с выделенным НДС другим организациям или предпринимателям.

СОВЕТ
Если вам в 2014 г. надо будет сдавать в инспекцию НДС-декларации, позаботьтесь заранее о заключении договора со спецоператором о сдаче отчетности в электронном виде.

Если же вместо электронной декларации организация или предприниматель сдаст бумажную, инспекция должна ее принять. Но может оштрафовать за неправильную форму декларации на 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ) Правда, если за год надо представить всего одну декларацию (к примеру, упрощенцу, выставившему счет-фактуру с НДС), выгоднее заплатить этот штраф, чем оплачивать годовое обслуживание передачи электронной отчетности спецоператору.

(-) Посредники, которые сами плательщиками НДС не являются, но выставляют и/или получают счета-фактуры (в рамках договоров поручения, комиссии или агентских договоров), должны будут вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в рамках данной деятельности (п. 3.1 ст. 169 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ); п. 1 ст. 12, п. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ).

Примечание. В дальнейшем (с 2015 г.) такие посредники - неплательщики НДС будут представлять в электронном виде журналы учета в инспекцию до 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Новое во взаимоотношениях с банками

С 30.06.2013

(!) В определенных Законом N 134-ФЗ случаях банк может расторгнуть договор банковского счета со своим клиентом. За 60 дней до этого он должен письменно уведомить клиента (ст. 6, п. 1 ст. 24 Закона N 134-ФЗ; п. 1.2 ст. 859 ГК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)). А в течение 60 дней с даты направления банком такого уведомления почти все операции по счету будут запрещены. Исключения такие:

- банк сможет начислять проценты, предусмотренные договором;

- можно будет перечислять обязательные платежи (налоги, страховые взносы и т.д.);

- клиент сможет либо забрать остаток денег, либо перевести его на другой свой банковский счет.

Если же в течение этих 60 дней клиент не явится за деньгами, то банк их оставить у себя не сможет - он должен будет переслать деньги в Центробанк (который, кстати, устанавливает порядок возврата клиенту его денег) (п. 3 ст. 859 ГК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)).

Изменения в порядке госрегистрации юридических лиц

С 30.06.2013

(!) К регистрации юридических лиц и к сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), надо будет относиться серьезнее, в том числе и налоговой службе (ст. 4, п. 1 ст. 24 Закона N 134-ФЗ; ст. 51 ГК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)):

- если из-за непредставления компанией данных о себе в ЕГРЮЛ, несвоевременного их представления либо представления недостоверных данных кому- то будет причинен убыток, то компания должна будет такой убыток возместить (п. 2 ст. 51 ГК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)). А если кто-то получит убытки из-за ошибок налоговой службы в госрегистрации юридического лица или из-за незаконного отказа в такой регистрации, такие убытки будет возмещать госказна (п. 7 ст. 51 ГК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ));

- прежде чем внести какие-то данные в ЕГРЮЛ, налоговая служба должна сообщить заинтересованным лицам о предстоящей регистрации изменений устава юридического лица (п. 3 ст. 51 ГК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)). Они могут быть против регистрации таких изменений, и ФНС должна будет учитывать это, прежде чем решиться на дальнейшие действия (п. 4 ст. 51 ГК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)). Эти поправки помогут, в частности, защитить компании от недружественных захватов;

- если компания зарегистрирована с грубыми нарушениями закона, которые нельзя исправить, то суд может признать госрегистрацию юридического лица недействительной (п. 6 ст. 51 ГК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)). Кстати, ранее у налоговой службы уже были полномочия при схожих обстоятельствах обратиться в суд с заявлением о ликвидации юридического лица (п. 2 ст. 25 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Теперь же может получиться так, что как будто и вовсе не было неправильно зарегистрированной фирмы. И какие последствия это может иметь для тех, кто с ней в том или ином качестве сотрудничал, еще только предстоит узнать всем нам.

***

В заключение хотим упомянуть еще о том, что теперь:

- органы, занимающиеся оперативно-разыскной деятельностью, могут получить доступ к банковской тайне физических лиц - для этого им нужно получить судебное решение (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 24 Закона N 134-ФЗ; ч. 5, 6 ст. 26 Закона от 02.12.90 N 395-1);

- внесены изменения и в Уголовный кодекс (п. 5 ст. 8, п. 1 ст. 24 Закона N 134-ФЗ). В частности, касающиеся ответственности за нарушение валютного законодательства о зачислении на счета компании денег от иностранных контрагентов, а также за вывод денег из России под предлогом оплаты фиктивных услуг, работ или непоставленных товаров (ст. 193 УК РФ).

Источник: Журнал "Главная книга" 2013, N 14

 

О приобретении бланков трудовых книжек

Автор: Журавлева И.В.

Где мы берем бланки трудовых книжек? Их должен приобрести именно работодатель, так как Правила гласят, что он обязан иметь достаточный запас бланков трудовых книжек и вкладышей в них.

Что значат слова "достаточный запас", Правила не уточняют. И это естественно, потому что в каждой организации понятие "достаточный запас" трактуется по-своему. Где-то принимают новых работников раз в полгода, причем только людей с опытом работы, а значит, и с трудовыми книжками. Следовательно, новые трудовые книжки приходится заводить крайне редко: если только кому-то понадобится новая книжка взамен утерянной или потребуется сделать дубликат книжки. Поэтому один-два бланка трудовых книжек иметь в запасе для такой организации вполне достаточно. Но поскольку принимают людей с опытом работы, значит, кому-то из работников вполне может понадобиться вкладыш в книжку. Поэтому бланков вкладышей в такой организации нужно иметь штук пять-десять, если не больше, в зависимости от общей численности работников в организации.

А в другой организации каждый месяц принимают новых работников по несколько десятков человек - бывает и такое. Причем приходит большое количество молодых людей, которые устраиваются на работу впервые. Соответственно, там бланков трудовых книжек нужно иметь много, а бланки вкладышей нужны в значительно меньшем количестве.

Так что здесь ответственный за ведение книжек работник должен сам решить, исходя из специфики своей организации, сколько и каких бланков нужно иметь.

Очень важный вопрос - где именно приобретать бланки трудовых книжек и вкладыши в них. И то и другое - это защищенная полиграфическая продукция, поэтому печатать их разрешено только типографиям Объединения "ГОЗНАК", находящимся в ведении Минфина. А распространять их могут и другие организации, но строго по договорам с Объединением "ГОЗНАК" и имеющие право работать с защищенной полиграфической продукцией.

Как правило, большинство компаний, которые торгуют канцтоварами, также совершенно легитимно продают бланки трудовых книжек. Если же у вас есть сомнения, является ли та или иная организация официальным распространителем бланков, то вы всегда можете это проверить, попросив у нее документы на право продажи бланков. При этом вам должны предложить такую подборку договоров: копию договора крупного оптовика с Объединением "ГОЗНАК", у которого тот купил бланки, и копию договора с этим оптовиком той компании, у которой вы купили бланки книжек. То есть все эти договоры в совокупности подтвердят, что бланки у вас оказались на законном основании.

Так что приобрести трудовую книжку может, во-первых, только работодатель и, во-вторых, только у официальных распространителей бланков. Иной способ приобретения бланков трудовых книжек и вкладышей в них может рассматриваться как нарушение законодательства о труде, ответственность за которое предусмотрена статьей 5.27 КоАП. Поэтому приобретать бланки книжек непонятно где, на бегу весьма и весьма рискованно. И ни в коем случае нельзя принимать бланки книжек, принесенные работниками.

Вы, наверное, так же как и я, не раз видели в переходах метро людей, предлагающих купить трудовые книжки, дипломы, справки и тому подобное. Понятно, что имеются в виду поддельные заполненные трудовые книжки, но есть ведь люди наивные, которые искренне верят, что это просто бланки трудовых книжек, и покупают их.

А бывают и совсем поразительные случаи. Приходит ко мне на семинар кадровик и приносит некий документ, на обложке которого написано "трудовая книжка". Но назвать этот "документ" трудовой книжкой невозможно, потому что он ею не является. Хотя он и содержит, вроде бы, все реквизиты бланка книжки, однако ни его цвет, ни размер, ни бумага, я уж не говорю про водяные знаки и прочие способы защиты, не соответствуют утвержденным образцам. Просто какая-то типография сделала клише по образцу, приведенному в Правилах, и стала его печатать, возможно, даже не понимая, что творит нарушение. И даже нельзя сказать, что это подделка: это была бы подделка, если бы на бланке стояло, что он напечатан Объединением "ГОЗНАК", но такого указания там не было. Люди купили эти бланки книжек и, устраиваясь на работу в какую-нибудь маленькую организацию, принесли их туда. А там трудовые книжки вел человек, который не имел представления, как именно должна выглядеть настоящая трудовая книжка, и потому он начал заполнять этот непонятный бланк. Кстати, это еще один аргумент в пользу того, что ведение трудовых книжек лучше поручать кадровику, а не какому-нибудь другому работнику в довесок к его основным трудовым функциям. Ведь он может быть и несведущ в вопросах оформления кадровой документации.

Источник: Журнал "Главная книга. Конференц-зал" 2013, N 03

 

«Кассовые» штрафы: ФНС – о том, когда их ждать

Автор: Суховская М.Г.

Письмо ФНС от 05.06.2013 N АС-4-2/10250

ФНС направила территориальным инспекциям для использования в работе подборку арбитражной практики по так называемым кассовым нарушениям.

Как правило, налоговики выявляют их в ходе проверок на предмет соблюдения:

- законодательства о применении ККТ;

- порядка работы с наличными деньгами и порядка ведения кассовых операций.

Предлагаем вашему вниманию несколько ситуаций, которые налоговые органы расценивают как нарушение, и суды их в этом поддерживают.

Описание ситуации

Каким будет штраф

Пояснение

При проверке чеков, выдаваемых клиентам, выяснилось, что в одном из них содержится некорректное значение криптографического проверочного кода (КПК). Кроме того, этот чек не отражен в фискальной памяти ККТ

- для организации - 30 000 - 40 000 руб.; - для руководителя (предпринимателя) - 3000 - 4000 руб.(ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ)

Неверное значение КПК свидетельствует о несанкционированном вмешательстве в программное обеспечение ККТ с целью корректировки полученной выручки в сторону уменьшения (Постановления 9 ААС от 12.02.2013 N 09АП-41587/2012; 3 ААС от 03.08.2012 N А33-2096/2012)

Если окажется, что выручка по чеку с некорректным КПК не отражена в кассовой книге, то к штрафу за неприменение ККТ добавится штраф за неполное оприходование выручки (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ)

Обнаружено, что в территориально- обособленной торговой точке (в частности, на АЗС), получающей наличную выручку, не ведется кассовая книга

- для организации 40 000 - 50 000 руб.; - для руководителя (предпринимателя) - 4000 - 5000 руб. (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ)

- Обязанность по ведению кассовой книги установлена не только для организаций (ИП), но и для каждого обособленного подразделения юрлица (пп. 2.5, 5.6, 6.1 Положения, утв. ЦБ 12.10.2011 N 373-П; Письмо ЦБ от 04.05.2012 N 29-1-1-6/3255), в том числе не являющегося филиалом или представительством. То, что ОП ведет журнал кассира-операциониста, а также ежедневно инкассирует полученную выручку в банк, не освобождает от обязанности оприходовать ее в кассовую книгу (Постановления 13 ААС от 19.03.2013 N А56-59643/2012, от 25.02.2013 N А56-55039/2012)

Отдельные суды придерживаются альтернативного мнения: для целей исполнения Порядка ведения кассовых операций должно применяться понятие обособленного подразделения, закрепленное в Гражданском кодексе РФ (см., например, Постановление 2 ААС от 21.01.2013 N А28-6358/2012). А в нем в качестве ОП поименованы лишь филиалы и представительства (пп. 1, 2 ст. 55 ГК РФ)

Компания на основании агентского договора с предпринимателем продавала гражданам билеты на междугородные автобусные рейсы, организуемые этим ИП. Полученную выручку за минусом вознаграждения фирма передавала предпринимателю по расходному кассовому ордеру

- для организации - 40 000 - 50 000 руб.; - для руководителя (предпринимателя) - 4000 - 5000 руб. (ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ)

В данном случае компания подпадает под определение оператора по приему платежей - платежного агента (п. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ (далее - Закон N 103-ФЗ); Решение АС Красноярского края от 22.08.2012 N А33- 11910/2012). В свою очередь, такие агенты могут вести деятельность при соблюдении ряда условий, среди которых - использование специального банковского счета для зачисления полученных от населения денег (ч. 14, 15 ст. 4 Закона N 103-ФЗ). Расчеты без использования такого счета не допускаются (ч. 4 ст. 8 Закона N 103-ФЗ)

А в заключение еще один неутешительный вывод от ФНС, который наверняка будет интересен большинству организаций и предпринимателей. Если вы в подтверждение своих расходов представите кассовые чеки с номером ККТ, не зарегистрированной в инспекции за продавцом товара, и других подтверждающих документов у вас не будет, инспекторы расценят это как отсутствие хозяйственной операции. Как следствие, снимут расходы и откажут в НДС-вычете по данной сделке.

Но есть судебные решения, где говорится, что налогоплательщик не может нести ответственность за применение контрагентом незарегистрированной ККТ. Тем более он не может быть лишен права учесть в расходах затраты, подтверждаемые чеками, пробитыми на такой ККТ (см., например, Постановления ФАС МО от 03.10.2011 N А41-2554/11, от 22.07.2011 N КА-А41/7613-11-П).

Источник: Журнал "Главная книга" 2013, N 14